В 1998г. рост объема производства в данной сфере, продолжавшийся
последовательно 5 лет, достиг рекордной отметки в 14%. Компания «Рено» заняла
первую строчку в списке 200 крупнейших франц. компаний по объему годового
оборота.
Подобные успехи во многом объясняются хорошей конъюнктурой и общим подъемом
франц. экономики. Динамичное развитие франц. автомобилестроения связано с новой
агрессивной политикой нац. производителей, выпуском новых моделей «Клио»,
«Пежо-206», «Пежо-406» и снижением розничных цен. Так успех модели «Пежо 206»
превзошел все ожидания. В течение года было продано 120 тыс. автомобилей.
Разработка новых моделей в фирме «Рено» ведется бригадой из 7500 чел.,
специалистов в различных областях, объединенных в одном техноцентре под
Парижем.
Динамизм франц. автомобилестроения проявился и в масштабе европейского рынка.
В 1998г. и за 7 мес. 1999г. продажи «Пежо-Ситроен» и «Рено» увеличились на 13,8%
и 12,2% соответственно. Удельный вес этих фирм на европейском рынке составляет
23% (в 1998г. – 22%).
Наблюдается упадок в производстве жилых автоприцепов, поскольку более
популярными становятся жилые автофургоны. За пять лет с 1993 по 1998 гг. объемы
их выпуска снизились на 25% и составляют 12500 ед.
Французские автомобилестроители ведут активную внешнюю экспансию. В Латинской
Америке фирма «Рено» в дек. 1998г. открыла завод в Бразилии и намерена
инвестировать в страны «Меркосур», в частности в Чили, 6 млрд.фр. до 2001г.
Фирма «Пежо-Ситроен» строит в Бразилии (Порту Реал) завод, который будет
выпускать 70 тыс. машин ежегодно.
В 1999г. фирма «Рено» приобрела за 33 млрд.фр. 36,8% капитала японского
гиганта «Ниссан» и 22,5% акций его филиала по производству грузовиков, а также
51% румынского автомобильного объединения «Дачиа». В таком составе новый гигант
вышел на 4 место в мире после компаний «Дженерал Моторс», «Форд» и «Тойота».
Французская компания «Мишлен» выкупила крупнейшую ам. компанию по
производству автошин «Тир Сентер» и инвестировала 2,4 млрд.фр. в модернизацию
заводов в Юж. Каролине. Объявленные в один день рост объема производства на 20%
и намерение сократить 7500 рабочих мест привели к тому, что биржевой курс акций
фирмы «Мишлен» вырос за день на 12,5%.
О лизинге автомобилей. Во Ф., как и в большинстве других развитых странах
Европы, многие фирмы и компании не закупают автотранспорт для своей
деятельности, а берут его напрокат или в лизинг у специализированных фирм.
Прежде всего это касается компаний, работающих в сфере реализации продуктов
питания и товаров народного потребления, транспорта, строительства, хим. и
нефтегазпрома.
Наиболее динамично развивающейся формой проката является долгосрочный
операционный лизинг всего автопарка. При этом чаще всего все управление
автотранспортным хозяйством компании возлагается на лизингодателя, а сама
компания получает возможность заниматься лишь своей основной профессиональной
деятельностью. В качестве примера можно привести компанию «Франс-Телеком», чей
второй по величине во Ф. автопарк (46 тыс. автомобилей) взят в лизинг у трех
фирм и полностью управляется лизингодателями.
Другой формой проката автотранспорта для предпринимателей является фин.
лизинг, когда компания берет автотранспорт напрокат и становится его владельцем
лишь после выплаты его остаточной стоимости, с учетом уплаченных платежей за
прокат. По истечении срока контракта компания может не выкупать автотранспорт и,
вернув его лизингодателю и продлив действие контракта на следующий срок,
получить в свое распоряжение новый автомобиль.
Такие формы финансирования имеют определенные преимущества по отношению к
классическому кредиту, когда компания сразу становится собственником
автотранспорта и выплачивает его стоимость равными долями в течение оговоренного
периода, т.к. автотранспорт в данном случае не записывается в активы
предприятия, что освобождает его от необходимости платить налоги на движимое
имущество.
Операционный лизинг рассчитан в основном на крупные, средние и мелкие
предприятия, тогда как фин. лизинг ориентирован скорее на очень мелкие
предприятия, состоящие из нескольких человек, и на отдельных частных
предпринимателей.
Парк автомобилей, предлагаемых фирмами для долгосрочного проката или лизинга,
насчитывает 857 тыс. единиц и за 1999г. вырос на 10%. Это составляет около 40%
всех новых автомобилей, регистрируемых во Ф. в течение года.
На долгосрочном операционном лизинге автотранспорта специализируются филиалы
крупных прокатных компаний, предлагающие автотранспорт различных марок: Avis
Fleet Service или Hertz longue duree, сдающие ежегодно по 150 тыс. машин каждая.
А также спец. фирмы производителей автомашин, например, Diac («Рено») и
Crediparc («Пежо» и «Ситроен»). Эти фирмы предоставляют по 100 тыс. автомобилей
в год.
К этому виду деятельности проявляют интерес и некоторые крупные банки,
которые все чаще входят в состав соучредителей и акционеров прокатных фирм. Так,
«Сосьете Женераль» является акционером фирмы Temsys, БНП – фирмы Europcar Lease,
банк «Париба» – Arval Service Lease, «Креди Агриколь» – Ucalease.
Жесткая конкуренция на рынке долгосрочного операционного лизинга заставляет
лизингодателей постоянно расширять спектр побочных услуг. Большинство фирм
предлагают дополнительно к лизингу и прокату тех. обслуживание и ремонт
автопарка, страхование, гибкие схемы финансирования и кредитования, внешнее
управление транспортным хозяйством компании.
Ф. является вторым европейским производителем автомобилей. Во Ф.
имеются крупные нац. компании, производящие автомобили мирового уровня, а также
развитая сеть предприятий, изготовляющих компоненты и узлы для автомобилей, где
одним из лидеров данного сектора является группа «Валео», ставшая в последние
годы партнером практически всех крупнейших мировых автомобильных концернов.
Существующие во Ф. сборочные предприятия производят широкую гамму моделей
автомобилей, среди которых основными на франц. автомобильном рынке выступают
нац. производители «Рено» и ПСА (Пежо-Ситроен), которые контролируют вместе 60%
его рынка и имеют тесные деловые отношения с другими иностранными фирмами.
Франц. автопром в 2000г. впервые выступила на межд. рынке в качестве
производителя 5,3 млн. автомобилей различных модификаций (включая легковые,
грузовые, автобусы и спецмашины), из которых 39% – собраны вне территории Ф.
Внутри страны расширился сектор отечественных автомобилей, а на основном для
франц. производителей европейском рынке выросли продажи автомобилей компаний
«Рено» и ПСА (Пежо-Ситроен).
Общее производство легковых автомобилей во Ф. и на ее заграничных филиалах
составило 4,5 млн. шт., из которых 2,8 млн. шт. были изготовлены непосредственно
компаниями «ПСА» (Пежо-Ситроен) и «Рено», из которых 1,7 млн. шт. – за
рубежом.
Перспективы производства автомобилей на 2001г. оцениваются экспертами как
оптимистические. Так, две упомянутые компании намереваются к 2003г. удвоить свои
производственные мощности и предполагают наладить сбыт малогабаритных городских
автомобилей в различных странах.
Особую роль занимает автомобилестроение во внешнеторг. сфере деятельности.
Так компании «Рено» и «ПСА» (Пежо-Ситроен) прочно удерживают первые места среди
франц. фирм по объему экспортируемой продукции.
С целью дальнейшего развития экспорта автомобильной продукции Ф. стремится
расширить его географию, а также улучшить качество и расширить номенклатуру
производимых машин, вкладывая значит. средства в автомобильную индустрию.
Для достижения своей цели франц. автомобильные компании основной упор делают
на активизацию деятельности на внешних рынках, в частности создание заграничных
производственных мощностей, уделяя при этом большое внимание разработке новых
«экологически чистых» моделей автомобилей.
Разработанные до сих пор в разных странах альтернативные модели «экологически
чистых» автомобилей финансировались путем введения спец. фискальных мер,
привлечения гос. средств либо средств заинтересованных компаний, в частности
электроэнергетических.
В мире известны 4 основные технологии, обеспечивающие повышение экологической
безопасности легковых автомобилей: прямой впрыск топлива, позволяющий сократить
его потребление на 25-30%; дизельный двигатель типа common rail, обеспечивающий
сокращение потребления топлива на 20-25% и повышение вращающего момента на 35%;
двигатель с рабочим объемом 1 тыс.куб.см., состоящий из сокращенного числа
комплектующих и потребляющий три литра топлива на 100 км.; электродвигатель с
питанием от топливных элементов. Экологический аспект удачно вписывается в
стратегию приближения к запросам потребителя.
В последние годы наблюдалась напряженная конкурентная борьба на автомобильном
рынке Зап. Европы в связи с появлением недорогих машин из стран Азии.
Французские автомобилестроительные компании, прежде всего ведущие «Рено» и «ПСА»
(Пежо-Ситроен), выступали и выступают за сохранение ограничений японского
экспорта автомобилей.
Пока удельный вес японских марок в общих продажах легковых машин во Ф.
является более низким, чем в Великобритании и Германии.
В 1995-2000гг. франц. автомобилестроители выпустили на рынок ряд новых
моделей, прежде всего пользующиеся высоким спросом машины: Peugeot-206, Renault
Megane Scenic, Laguna, Clio и др. Особым успехом на франц. автомобильном рынке в
2000г. и в I кв. 2001г. пользовался автомобиль компании ПСА – «Пежо-206», объем
продаж которого возрос на 9,9%
В ближайшем будущем на европейском рынке семейных автомобилей и легких машин
для коммерческого использования, где компании «Рено» и ПСА (Пежо-Ситроен)
занимают особо прочные позиции, ожидается обострение конкурентной борьбы
вследствие появления новых моделей от других поставщиков.
Перспективы сотрудчества с Россией. Перспективным является проект по
производству легковых автомобилей марки «Меган» – одной из последних моделей
«Рено». Президент – ген. директор франц. концерна «Рено» Луи Швейцер и мэр
Москвы Ю.М. Лужков подписали документы о создании французско-рос. СП по выпуску
на производственных мощностях завода «Москвич» автомобиля «Меган». Стоимость
проекта составили 350 млн. долл.
Согласно проекту учредительных документов рос.-франц. СП, правительство
Москвы передает ему часть зданий завода «Москвич», на котором будет
производиться сборка автомобилей «Меган».
СП «Автофрамос» планирует производить до 120 тыс. «Меган-классик» в год,
благодаря чему компания «Рено» предполагает заполучить 8-10% рос. автомобильного
рынка.
Предприятие совместно будет управляться «Рено» и правительством Москвы, при
этом оперативное руководство производством будет осуществляться компанией
«Рено», за которой закреплено право получить доступ к контрольному пакету акций
нового предприятия
Главной своей целью СП «Автофрамос» ставит производство и сбыт автомобилей
«Рено» на рос. рынке, объем которого экспертами оценивается на сегодняшний день
в 840 тыс. машин, а к 2002г. – до 1,2 млн. автомобилей.
Помимо создания СП «Автофрамос» сотрудничество компании «Рено» с заводом
«Москвич» будет продолжено и в других сферах. Так, франц. компания будет
оказывать своим рос. партнерам тех. содействие для улучшения технологического
процесса и качества собственной продукции автомобильного завода. «Москвич»
получит возможность использовать для своих нужд отвечающую межд. стандартам
линию покраски автомобилей, которая станет одним из объектов капвложений нового
франц.-рос. СП. Завод «Москвич» также предоставит в его распоряжение свой
штамповочный цех. СП «Автофрамос» будет осуществлять сбыт и постпродажное
обслуживание автомобилей «Меган».
С 1999г. компания «Ситроен» осуществляет сотрудничество с «Донинвест» на базе
Таганрогского автозавода по совместному производству легковых автомобилей.
Развитие сотрудничества с франц. компанией позволит увеличить товарооборот между
обеими странами более чем на 300 млн. долл.
Компания поставляет запасные части для сборки автомобилей. В этой связи
компания хотела бы расширить сотрудничество с российскими предприятиями, чтобы
производить необходимые запасные части непосредственно на территории России.
Также компания планирует увеличить дилерскую сеть. Сейчас реализация происходит
через «Донинвест» на юге России, через двух агентов в Москве и одного агента в
С.-Петербурге.
Однако в силу ряда объективных причин до настоящего времени не достигнуто
единой точки зрения между министерствами и ведомствами по вопросу формирования
эффективной нормативной правовой базы, касающейся привлечения инвестиций для
развития отечественной автомобильной промышленности, что в определенной степени
сдерживает осуществление вышеуказанных проектов.
Категория: Мои статьи | Добавил: franc (23.08.2008)
| Автор: 29
Просмотров: 3507
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]