Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [33]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.01.2025, 06:06

Главная » Статьи » Мои статьи

Наука
Франция. Наука @ Polpred.com

Доля бюджетных средств, выделяемых в 2000г. на НИОКР гражд. назначения, составляет 3,5% центр. бюджета (54 млрд.фр.), что на 1% больше по сравнению с 1999г. Политика государства в области инноваций направлена на рациональное распределение гос. средств среди различных отраслей промышленности. Ф. фактически отказывается от прямого финансирования крупных пром. фирм и привлекает частный капитал в малые и средние инновационные предприятия («инкубаторы»). Это позволит сконцентрировать гос. и частные инвестиции в приоритетных областях науки и технологий.

Добившись конкретных результатов в 1999г. в области НИОКР авиакосмической, атомной, радиоэлектронной и хим. отраслях посредством объединения научно-технического потенциала франц. компаний с ведущими западноевропейскими партнерами в рамках европейских проектов, руководство Ф. определило последующие наиболее приоритетные области исследований в 2000г. Среди них главная роль отводится фундаментальным наукам. Информатика и телекоммуникации, биотехнологии и генетика, гум. и соц. технологии, энергетика и транспорт, космические технологии, наука о планете и окружающая среда становятся главными приоритетами.

Исследования в фундаментальных науках в 2000г. будут финансироваться через Национальный фонд науки (НФН), а НИОКР в перспективных технологиях – через Фонд по технологическим исследованиям (ФТИ).

О процессе концентрации капитала в сфере ВПК западноевропейских стран. В 1999г. правительство проводило мероприятия по реструктуризации ряда отраслей ВПК с целью сосредоточения НИОКР на более перспективных направлениях, таких как ядерная, радиоэлектронная, ракетно-космическая промышленность.

Произошло перераспределение долевого участия государства в управлении крупных компаний, в частности «Фраматом» (ядерная) и «Томсон ЦСФ» (радиоэлектронная).

Сосредоточение в руках государства основного пакета акций «Фраматома» позволило деблокировать ситуацию в области ядерных исследований и технологий, возобновить деятельность ряда подразделений компании «Кожема», основного поставщика ядерного топлива (МОКС) на мировом рынке, и в последующем способствовало реализации плана объединения ведущей компании в ядерной промышленности Ф. с немецким концерном «Сименс» в 2000г., о чем было объявлено в конце 1999г.

Сложная схема децентрализации гос. монополии в области радиоэлектронной промышленности и, наоборот, усиления роли гос. капитала в ядерной отрасли имеет целью создание нац. крупных пром. монополий «Фраматом» и «Томсон ЦСФ», способных составить конкуренцию на мировом рынке ам. ТНК не только в сфере гражд., но и военного производства. Усиление роли частного капитала «Алькатель» в смешанной компании «Томсон ЦСФ» позволит выйти на новый уровень НИОКР, что крайне выгодно государству не только в области «двойных технологий» (планируется ежегодно выделять 25 млрд.фр. на НИОКР), но и чисто военных прикладных областях. Это позволит составить конкуренцию в области телекоммуникаций ам. фирмам «Люсент» и «Нортель».

В области авиационного и ракетно-космического строения Ф. сыграла ведущую роль в объединении ВПК стран ЗЕС с целью вытеснения США с европейского рынка и проведения независимой от США военно-технической политики. Созданы крупные региональные военно-пром. объединения в рамках единой европейской эконом. зоны, которые станут контуром будущего европейского оборонного комплекса, основу которого уже сейчас составляют франц. компании со смешанным капиталом.

В июле 1999г. произошло слияние двух крупных франц. фирм «Аэроспасьяль» (гос. сектор) и «Матра от текноложи», которая ранее была создана при 50% участии группы «Лагардер» и 50% – англ. компании «Бритиш аэроспэйс». В рамках европейской оборонной инициативы и под эгидой ЗЕС между Ф. и Германией достигнута договоренность о создании с янв. 2000г. Европейской авиационно-космической оборонной компании (ЕАДС), в которую вошли «Аэроспасьяль-Матра» и немецкий холдинг «Даса». В последующем к ним присоединится испанская аэро-космическая компания «Каса». Новая компания ЕАДС позволит сконцентрировать передовой европейский научно-технический и производственный потенциал в области ракетно-космического и авиационного строения.

Ряд европейских проектов по созданию новейших образцов техники гражд. назначения, оружия и военной техники получили продолжение в связи с реорганизацией. Так, будут ускорены работы по завершению проекта аэробуса большой вместимости АЗХХ, военно-транспортного самолета А400М, комплексов ПВО «Евросаам» и «Европаам».

В рамках интеграции в области космического строения создан общеевропейский консорциум «Астриум» (Франция, Германия, Италия, Великобритания) с участием «Аэроспасьяль-Матра», «Даса», «Алния маркони системз» и «Бритиш аэроспэйс», что позволит осуществить полный цикл работ на европейском рынке по разработке и производству спутниковых систем, выведению их на орбиту и созданию европейских космических группировок. В этих условиях Ф. намерена сконцентрировать усилия на создании чисто европейской навигационной спутниковой системы «Галилей» и модернизации ракетоносителя серии «Ариан 5».

В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке коммерческих запусков программа «Ариан 4» будет завершена в 2002-03 гг., а основные усилия разработчиков компании «Арианэспас» в 2000г. будут сосредоточены на модернизации тяжелого ракетоносителя «Ариан 5» с целью уменьшения его стоимости, повышения надежности и многофункциональности по выводу полезных нагрузок.

Программа модернизации ракетоносителя «Ариан 5 плюс» предусматривает использование в нижней и верхней ступенях криогенных двигателей «Вулкан-2» и «ВИНЧИ» соответственно. Это позволит увеличить вывод полезной нагрузки до 12 т. Использование многофункциональных систем разведения верхней ступени ракетоносителя позволит решить задачу вывода полезных нагрузок на различные орбиты (ГТО, ГСО). Программа рассчитана до 2005г.

Не остается без внимания вопрос поиска новых рынков сбыта. В частности, ряд компаний активно проникают в страны АТР. «Томсон ЦСФ», при поддержке государства, сотрудничает с южнокорейской компанией «Самсунг» в области оборонных технологий.

В конце окт. 1999г. группа франц. компаний, специализирующихся на производстве радиоэлектронных средств и авиапродукции, стали основными акционерами бразильского пром. объединения «Эмбраер». Инвестиции в эту компанию составят в 2000г. 1,5 млрд.фр. Намечены две основные программы сотрудничества. В гражд. авиации региональные самолеты ERJ-135/145 поменяют на ERJ-170/190. До 2005г. устаревший парк 150 боевых самолетов ВВС Бразилии будет заменен на версии франц. самолетов Мираж-2000 и Рафаль. Планируется заключение контракта между Бразилией и группой франц. компаний на поставку самолета ALX, который был обещан французами в 1995г.

О франко-брит. синхротроне. Выбор К.Аллегра, министра нац. образования, исследований и технологий, в пользу размещения синхротрона третьего поколения в Великобритании вызвал в 1999г. волну протеста, в т.ч. депутатов Нац. собрания, рассчитывавших на его установку во Ф.

Первоначально шесть регионов Ф. были готовы к принятию оборудования, предназначенного для замены Лаборатории по использованию электромагнитного излучения (le Laboratoire pour 1’utilisation du rayonnement electromagnetique (LURE) в г.Орсэ (департамент Эссонн), закрытие которой намечено в 2001г. Два региона удерживали лидирующие позиции, в частности, Иль-де-Франс и Нор-Па-де-Кале. Они поддержали первыми данную инициативу и высказали готовность к финансированию проекта соответственно – на 450 млн.фр. и 225 млн.фр. Реализация инновационного проекта позволила бы привлечь 400 научных работников и тысячу малых и средних предприятий (13 тыс. занятых).

Упомянутый синхротрон третьего поколения – ускоритель частиц, создающий Х-излучение, предназначен для детального исследования материи. Данное научное оборудование, базовая стоимость создания которого близка к 1 млн.фр., является предметом острой конкуренции на мировом рынке. Его прикладное назначение включает такие области исследований, как биология, химия, микроэлектроника и металлургия.

Во Ф. имеются два экземпляра оборудования данного класса – le Luxe и установка ESRF (European Synchrotron Radiation Facility) в Гренобле. Причем во втором случае франц. НИИ отведено лишь 25% времени использования.

Затраты для Ф. в англо-франц. проекте предполагают базовые инвестиции в 350 млн.фр. сроком на 7 лет и эксплуатационные затраты в 60-80 млн.фр. в год. Оставшаяся часть расходов будет покрыта правительством Великобритании и Wellcome Trust, НИИ, частично финансируемым англ. фармкомпанией Glaxo Wellcome.

Об организации сотрудничества МИД с научно-исследовательскими центрами. Научных центров общенац. масштаба, ориентированных на исследование межд. проблематики, во Ф. немного, и основная их часть расположена в Париже. Это Французский институт межд. отношений (IFRI), Центр исследований межд. отношений (CERI), Институт межд. отношений и исследований в области безопасности (IRIS). Эти институты практически не финансируются государством, существуют на деньги спонсоров, частные инвестиции и пожертвования. Поэтому они самостоятельно формируют программы исследований, исходя из собственных интересов и интересов заказчиков.

Сотрудничество строится на основе заказов МИД. Ученым предоставляется доступ к оперативной и закрытой внешнеполит. информации. В обмен МИД получает гарантии эксклюзивности аналитических материалов, подготовленных учеными. Иногда практикуется предоставление тому или иному исследователю временного статуса сотрудника МИД (в целях оплаты его деятельности). В рамках сотрудничества с научными учреждениями финансируются поездки ученых в интересующие МИД регионы. Существуют также субвенции ученым со стороны кабинета министра, который располагает небольшими собственными средствами.

МИД также проводит совместно с научными учреждениями семинары и коллоквиумы. Так, были проведены семинары по ситуации в районе Великих озер, по биологическому оружию, перспективам развития Украины и интеграционным процессам в Европе, характеру современных войн с учетом опыта косовской операции, судьбе китайских реформ. Раз в год министр организует встречу с ведущими исследователями и учеными в области межд. отношений.

Биотехнологии. Данная отрасль франц. экономики значительно отстает от уровня США и чуть уступает Великобритании и Германии. В стране действует 150 предприятий этого сектора (против 1283 в США), причем большинство из них с числом сотрудников до 5 человек, относящиеся к категории малых предприятий. Только две франц. компании входят в европейскую десятку крупнейших предприятий отрасли: Genset (годовой оборот в 1998г. 26, 8 млн. евро), Transgene (11,6 млн.евро).

Стоимость проведения биотехнологических исследований в стране весьма высока, и самостоятельное участие в таких НИОКР небольших предприятий и лабораторий проблематично. Большинство биотехнологических предприятий во всем мире строят свою деятельность на совместных началах, выбирая в качестве субподрядчиков ведущие лаборатории как внутри страны, так и за рубежом. Все заметнее становится тенденция к слиянию предприятий, взаимному (перекрестному) приобретению акций. Примерами могут служить недавно заключенный договор между межд. корпорацией Вауег, инвестировавшей 394 млн. евро в ам. компанию Millennium, аналогичные соглашения между Glaxo-Wellcom и Powder Ject (275 млн. евро), Hoffmann-La Roch и исландской фирмой Code Genetics (183 млн. евро).

В 1998г. специализированные венчурные компании инвестировали во Ф. в сферу наук о жизни 125 млн.фр., что составило 20% привлеченного капитала. За 5 месяцев 1999г. только одна компания инвестировала в организацию и проведение соответствующих НИОКР 44,8 млн.фр. Принятый в 1998г. закон о реформировании инновационной деятельности, предусматривающий в т.ч. и фин. помощь со стороны государства создаваемым предприятиям, также положительно сказался на ситуации с франц. научными кадрами, придав им большую мобильность по отношению к частному сектору. Высококвалифицированные научные кадры получили возможность воспользоваться фин. поддержкой со стороны инвест. фондов для привлечения стартового капитала, необходимого для создания собственных частных лабораторий и предприятий.

Биотехнологии и генетика. Реализуется программа создания информ. Центров биотехнологии и Центров генной инженерии в Лилле, Иври и Лионе. Задействуются частные и гос. мед. учреждения. Основное внимание сосредотачивается на исследованиях генома человека и воздействии на эмбрион человека на генетическом уровне, исследовании в области микробиологии и борьбе с инфекционными заболеваниями на молекулярном уровне. Особое место здесь занимает иммунология и вирусология.

Фонд «Мерье» в Лионе и его лаборатория Р4, которая по степени защиты значительно превосходит свои аналоги в США и России, позволяет проводить исследования с самыми опасными возбудителями инфекционных и вирусных заболеваний. Проводимые исследования направлены на адекватное противодействие ранее мало изученным вирусам и предотвращению гум. катастроф. Основные работы проводятся над патогенными вирусами (корь, грипп), вирусами «Белград» и «Ханман», лихорадкой долины «Рифи», лихорадкой «Денге», «Ласса», вирусом «Мобург» и «Эбола».

Координирующая роль в области биотехнологий и генетики отводится Нац. институту здравоохранения и мед. исследований (INSERM), на базе которого создается основная база данных в этих областях.

НИОКР в области микроэлектроники и биотехнологий. Руководство Комиссариата по атомной энергии (КАЭ) Ф. во главе с новым ген. администратором П.Коломбани, продолжая развивать свои разработки в области атомной энергетики, намерено активизировать НИОКР в области микроэлектроники и биотехнологий.

По мнению ведущих специалистов КАЭ, опыт, накопленный ими, позволяет проводить самостоятельные НИОКР по разработке элементов питания биодатчиков и микроэлектронных компонентов. В результате коммерциализации результатов исследований КАЭ может получить источник доп. финансирования в размере до 30% своего бюджета. Предполагается, что заказчиками этих работ, помимо государства, смогут стать частные компании. Предусматривается возможность продажи права на пром. использование защищенных патентами разработок лабораторий КАЭ.

В 2000г. в бюджете КАЭ, который составляет 18,4 млрд.фр., намечено понижение расходов на оборонные исследования на 1% по сравнению с 1999г. (7,4 млрд.фр.). Одновременно предусматривается увеличение финансирования гражд. НИОКР на 1,1% (11 млрд.фр.).

Среди НИОКР гражд. назначения в 2000г. приоритетными направлениями исследований остаются НИОКР в области атомной энергетики (5,2 млрд.фр.), ядерной безопасности (1,6 млрд.фр.) и прикладных ядерных разработок – 1,1 млрд.фр.

Финансирование НИОКР в области микроэлектронных разработок и биотехнологий предполагается осуществлять за счет средств, выделяемых на технологические НИОКР (1,1 млрд.фр.) и фундаментальные научные исследования (516 млн. фр.).

Руководство КАЭ полагает, что к 2003г. НИОКР в области микроэлектроники и биотехнологий могут стать третьим по значимости направлением исследований КАЭ после военных разработок и атомной энергетики.

По мнению руководства КАЭ, участие их специалистов в проведении прикладных исследований в области микроэлектроники и биотехнологий, должно стимулировать развитие соответствующих отраслей франц. промышленности, а также способствовать более эффективному внедрению в гражд. сектор производства технологий двойного назначения.

Развитие новых технологий. Интеграционные процессы в Европе заставляют правительство уделять все большее внимание общегос. пром. политике.

Одним из элементов реализации этой политики стало создание в 1998г. Ген. Дирекции промышленности, информ. технологий и почтовых учреждений (DIGITIP). Входящая в состав минэкономики, финансов и промышленности, новая Дирекция занимается изучением вопросов эффективности развития различных отраслей, выработкой конкретных мер гос. поддержки перспективных НИОКР и внедрения новых технологий. Представители Ген. Дирекции принимают непосредственное участие в разработке крупных пром. проектов нац. и межгос. уровня, обеспечивают необходимое взаимодействие с другими правит. ведомствами, занимающимися вопросами стандартизации производства, развития инновационных технологий, финансирования.

Самостоятельным направлением пром. политики является участие гос. органов в разработке и реализации нац. проектов в области содействия малому и среднему бизнесу. По предложению Гос. Секретариата по промышленности, в 1998г. в стране начато проведение программы «Партнерство ради успеха». Данная программа предусматривает оказание правительством фин. помощи предприятиям с численностью персонала до 500 человек, которые договариваются о совместной деятельности при разработке концепции производства новых товаров, внедрении инновационных технологий или реализации продукции. Непосредственно вопросом выделения фин. средств занимаются гос., региональные и частные фонды, специализирующиеся на поддержке малых и средних предприятий.

Все более важное значение, по мнению правительства, приобретают проблема «защиты пром. собственности» предприятий и соответствующая патентная политика. С целью обучения предприятий способам защиты собственных разработок, «цивилизованному» использованию патентного права и унификации в рамках единой Европы правил передачи и обмена технологическими достижениями, Национальный институт пром. собственности (INPI) начал в 1999г. проведение 30 гос. программ в этой области. Работа организуется в тесном взаимодействии с Европейским патентным комитетом (ОЕВ) и должна способствовать притоку инвестиций в ряд отраслей промышленности, испытывающих сложности с продвижением инновационных технологий из-за неумения защитить свои разработки от использования конкурентами. По инициативе франц. правительства, в июле 1998г., после десяти лет обсуждений, была подготовлена Европейская директива по обеспечению юр. защиты разработок в области биотехнологий. С 30 июля 2000г. все страны Евросоюза должны будут придерживаться положений этой директивы.

Еще одним элементом пром. политики является стимулирование качества производимой предприятиями продукции. Указанной проблемой во Ф. занимаются сразу несколько гос. и обществ. организаций: Французское движение за качество (MFQ), Ассоциация стандартизации (AFNOR), Ассоциация обеспечения качества (AFAQ), Институт по исследованиям и развитию качества продукции (IRDQ). Эти структуры в рамках своей деятельности могут влиять как на организацию производственного процесса на предприятиях, так и на продвижение товаров на внешнем и внутреннем рынке. Ежегодно под эгидой Госсекретариата по промышленности и MFQ проводится «месячник борьбы за качество», определяются обладатели нац. «приза качества».

В условиях тесной взаимосвязанности отдельных предприятий и промышленности Европы в целом, франц. правительство активно поддерживает, а зачастую и инициирует проведение различных научно-исследовательских и производственных программ европейского уровня. Часть из них были фактически завершены в 1998г.: программа ESPRIT (Program for Research and development in Information), ACTS (Advanced Technologies and Services). Продолжается реализация программы MEDEA (Micro-Electronics Development for European Application). Несколько новых программ начаты в 1998г.: EURIMUS (Eureka Industrial Initiative for Microsystems Users) и PIDEA (Packaging and Interconnection Development for European Application), ITEA (Information Technology for European Advancement) и другие. Ориентация большинства программ на проведение исследований в области информатики и микроэлектроники обусловлена их активным развитием в последние годы. По оценкам франц. специалистов, рост производства в этих областях промышленности составляет до 25% в год.

В 1998г. правительство предприняло ряд мер по структурному реформированию рынка телекоммуникаций, изменению тарифов и снятию ряда ограничений на деятельность частных компаний в области связи. В результате в стране только в течение одного года в развитие телекоммуникационных технологий и линий связи было инвестировано 17 млрд.фр. (около 3 млрд.долл.). Появление новых операторов на рынке связи позволило снизить тарифы на услуги, вызвало значительный рост спроса на современные средства связи и, как следствие, активизацию производства и НИОКР в электронных отраслях промышленности. При этом, потенциальные возможности сектора телекоммуникаций далеко не исчерпаны, во франц. экономике он составляет 1,7% ВВП против 2,3% в среднем по странам членам ОЭСР.

Категория: Мои статьи | Добавил: franc (23.08.2008) | Автор: 24
Просмотров: 3621 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Конструктор сайтов - uCoz